Никита Донцов вышел в финал «Конкурса Политологов» опередив более 8000 участников

политолог Никита Донцов

Руководитель Коммуникационной Группы «Влияние» Никита Вадимович Донцов стал одним из финалистов «Конкурса Политологов» организованного АНО «Экспертный Институт Социальных Исследований» (ЭИСИ) при поддержке АНО «Россия — Страна Возможностей«.

«Конкурс Политологов» собрал специалистов политических профессий со всех регионов России.

Освоение Сибири

Освоение сибири

«После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более большого и принципиального, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз» (В.Г.Распутин).


Русская империя владела колоссальной по протяженности территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков (Ермак, Невельской, Дежнев, Врангель, Беринг и т.д.), граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Первыми на суровое побережье Охотского моря вышли в 1639 году казаки Ивана Москвитина.
Царское правительство видело в Сибири и Дальнем Востоке в первую очередь источник дешевого сырья, да хорошее место для ссылок и тюрем.

XVII век стал временем быстрого расширения границ России на восток за счет освоения Сибири. Продвижение в Сибирь началось еще в XVI а с похода Ермака. В 80-90-е годы были созданы первые города: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тара (1594), Сургут (1594), Нарым (1596), Верхо-турск (1598) и др. В результате уже к началу XVII в. была освоена значительная часть Западной Сибири.
С первых годов XVII в. началось продвижение в Восточную Сибирь, а затем и в Приамурье. В 1604 г. в верховьях р.Оби был основан Томск, в 1619 г. в верховьях р.Енисей — Енисейск, в 1628 г. — Красноярск. Одновременно шло освоение приполярных областей: в 1600 г. на р.Таз основан г.Мангазея, в 1607 г. на р.Енисей — Туруханск.
В 30-40-е гг. активно осваивался район оз. Байкал: Братский острог (1630), Верхоленск (1642), Верхнеудинск (1647), Верхнеангарск (1647), Баргузин (1648), Иркутск (1652). Одновременно отряды служилых людей и промышленники («охочие люди») продвигались в северо-восточном направлении. На р.Лене и ее притоках возникли русские поселения: Якутск (1632), Жиганск (1632), Вилюйск (1634), Олекминск (1635).
Особенно усилился этот процесс в 30-40-е годы XVII в. Инициаторами дальнейшего освоения Сибири были промышленники, охотники за пушниной. Большинство этих людей были выходцами с российского Севера. За первыми землепроходцами, как стали называть людей, осваивающих сибирские просторы, по их следам отправлялись отряды служилых людей, которые строили укрепления (остроги), облагали ясаком коренное население. Впоследствии многие из этих острогов становились небольшими городами, из которых отправлялись на восток, север и юг необъятного сибирского края новые землепроходцы.
В XVII в. выделяются довольно четкие этапы в освоении этого невиданного ранее по размерам территории края. Важную роль в продвижении русского населения играли мощные сибирские реки: Обь, Енисей, Лена. Освоение бассейнов этих рек с многочисленными притоками дало возможность выйти на Восточную Сибирь и в Приамурье. В истории освоения Сибири можно выделить следующие пять этапов: 1) освоение бассейна р. Оби в ее среднем и нижнем течении (в основном завершается в первое десятилетие XVII в.); 2) освоение бассейна р. Енисея (10-20-е годы); 3) освоение бассейнов рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы, Анадыря, а также Прибайкалья, района оз. Байкал (30-40-е годы); 4) освоение Приамурья (50-80-е гг.); 5) освоение Камчатки, Курильских островов и Аляски (с90-хгг.).
Освоение Восточной Сибири шло двумя потоками, один из которых направлялся с Енисея на р. Лену и далее на северо-восток с выходом к концу века на Камчатку, а другой — «южный» — привел к освоению Прибайкалья и Приамурья. В основных чертах процесс освоения Сибири был завершен уже к середине XVII в., а к началу следующего русские поселения существовали уже в северо-западной части Американского континента.
Уже к концу 40-х годов русские служилые люди и промышленники вышли к берегам Охотского моря (в 1649 г. основан Охотск) и достигли Чукотки (в том же 1649 г. построен Анадырский острог). С середины XVII в. одновременно началось сначала обследование, а потом и заселение Камчатки и Чукотки. В 1648-1650 гг. С.И.Дежнев совершил знаменитое плавание вокруг Чукотки, в ходе которого был открыт неизвестный до того пролив, соединяющий Азию с Америкой, в дальнейшем названный Беринговым. К этому времени, по-видимому, относятся первые русские поселения в Северной Америке (на Аляске). В конце XVII в. экспедицией В.В.Атласова (1697-1699 гг.) началось освоение Камчатки и Курильских островов.
В середине века русские землепроходцы прошли по северным рекам вдоль побережья Северного ледовитого океана: р.Яне (в 1638 г. основан Верхоянск), р. Индигирке (в 1639 г. основан Зашиверск), р. Колыме (в 1644 г. основан Нижнеколымск). В сферу влияния русской культуры и развития производительных сил попали многие разобщенные и слаборазвитые коренные народы Сибири.
Параллельно с движением на северо-восток шло продвижение «охочих людей» на юго-восток: в Прибайкалье и Приамурье. В 1643-1646 гг. экспедицией под руководством В.Д.Пояркова был обследован Амур. В 1649-1653 гг. экспедиция Е.П.Хабарова исследовала Приамурье, здесь появилось русское земледельческое население. Освоение Амура и проникновение в Приморье были остановлены маньчжурами и китайцами. После разрушения ими (1685 г.) Албазина, русского опорного пункта в Приморье, построенного в 1665 г., и подписания Нерчинского договора (1689) Россия до середины XIX в. отказалась от претензий на юг Дальнего Востока.
В верховьях рек Тобол, Ишим и Иртыш, а также рек Обь и Томь жили сибирские татары, на левобережье р.Тобол — манси (вогулы), низовья р.Обь занимали ханты (остяки). В правобережье р.Енисей (бассейн рр.Нижняя, Средняя и Верхняя Тунгуски) обитали эвенки (тунгусы). Бассейн р.Лены занимали якуты, по рр.Яне, Индигирке и Колыме жили юкагиры (одулы). Чукотский полуостров (по р.Анадырю) занимали чукчи. Южную часть Восточной Сибири населяли буряты (район оз. Байкал), дауры (левобережье р.Амур) и др. Все они имели различный жизненный уклад, в целом намного более отсталый по сравнению с Европейской Россией.
Нельзя сказать, что коренные народы Сибири равнодушно смотрели на заселение русскими их земель. Местное население неоднократно поднималось на восстания против феодальной эксплуатации, которую несла с собой русская правительственная колонизация. Только за период с 1590 по 1617 г. исследователи насчитывают не менее 30 вооруженных столкновений служилых людей с народами Западной Сибири. Вместе с тем необходимо отметить, что московское правительство в случае возникновения спорных вопросов «русских насельников» с местными народами обычно становилось на сторону последних.
Освоение Сибири привело к тому, что территория страны увеличилась в несколько раз. Правда грандиозные и очень богатые природными ресурсами сибирские просторы были очень слабо заселены. К 60-м гг. XVII в. население Сибири, по подсчетам исследователя Сибири П.А.Словцова, не превышало 350 тыс. человек, из них русских жителей было около 70 тыс. (29%). К исходу XVII в. русское население Сибири увеличилось примерно до 200 тыс. человек.
Сибирь стала источником огромного количества пушнины, во многих ее местах развивались земледелие и торговля. Вместе с тем это был очень суровый по своему климату регион России, а его удал центральных районов страны затрудняла хозяйственное освоение и с °Т вала большие трудности для жизни населяющих его людей. Не случайн уже в XVII в. Сибирь стала местом политической ссылки.

Больше методических материалов по политике и истории Вы найдете на сайте коммуникационной группы Влияние https://vliyaniye.ru/

Внутренняя и внешняя политика: Иван Грозный 4-ый (IV)

Иван Грозный

Иван Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных.

   Первый период царствования Ивана Грозного IV — до конца 50-х гг. — прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя: костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух — созывом в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) — Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы — центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения — установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»), В 1551 г. церковный собор принял «Стоглав» — документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов.

  С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван Грозный IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. В 1565 г. Иван Грозный объявил об учреждении особого удела — опричнины (от слова «опричь» — вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования — кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины — террор, обрушившийся и на древние боярские роды (князь Владимир Старицкий), и на духовенство (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и на дворян, и на города (погром в Новгороде зимой 1569—1570 гг., террор в Москве летом 1570 г.). Летом 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.  Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных летах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Убив собственноручно старшего сына, самодержец обрек страну на династический кризис, который наступил в 1598 г. после смерти его наследника царя Федора, взошедшего на отцовский престол в 1584 г. Смуту начала XVII в. считают отдаленным, но прямым следствием опричнины.

Внешняя политика

Иван Грозный сосредоточил свою внешнеполитическую деятельность на решение двух крупнейших задач:

1) На западе он намеревался утвердиться на берегах Балтийского моря, чтобы обеспечить прямое морское сообщение со странами западной Европы.

2)На востоке царь хотел объединить вокруг Москвы осколки распавшейся “Золотой Орды”. 

С 1545г начинается последний этап военного и политического соперничества Московского царства и казанского ханства.

Казанское и Астраханское царства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Эти земли были плодородными, о них мечтало русское дворянство. Народы Поволжья  — марийцы, мордва, чуваши стремились к освобождению от ханской зависимости. После ряда  неудачных  дипломатических и военных попыток подчинить Казанское царство 150-тыс. русское войско осадило Казань.  Казань была взята  штурмом 1 октября 1552 г.

Спустя 4 года, в 1556 г. была присоединена Астрахань, в 1557 г. – Чувашия  и большая часть Башкирии. Зависимость от России признала Ногайская Орда (гос-во кочевников, живших на территории  от Волги до Иртыша). Таким образом, в составе России оказались новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь. Расширились связи с народами Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло   дорогу в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от царя грамоты на владение земель по реке Тобол. Был сформирован отряд во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1558 г. Ермак проник на территорию сибирского ханства и разбил хана Кучума. В ХVI в. началось освоение территории Дикого поля ( плодородные земли к югу от Тулы). Русское государство стало укреплять южные границы от набегов крымского хана. Государственные интересы России требовали тесных связей с Западной Европой, которые легче всего было осуществить через моря, а также  обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Левонский орден.  А в случае успеха открывалась возможность приобретения новых освоенных земель.  Левонская война продолжалась 25 лет и в начале сопровождалась победами русских войск.  Всего было взято 20 городов. Орден распался. Его земли перешли Польше, Дании и Швеции.  Неудача Левонской войны явилось следствием экономической отсталости России. Было заключено перемирие

К концу ХVI в. территория России увеличилась почти  вдвое  по сравнению с серединой века. В нее вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханства, Башкирия. Шло освоение плодородных земель на юге страны – Дикое поле ( к югу от реки Оки).Были предприняты попытки выхода к Балтийскому морю.  По сравнению с серединой ХV в. территория России при правлении Ивана Грозного IV  увеличилась более чем в 10 раз. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более усиливался многонациональный состав страны.

В  ХVII в. территория  России расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы России – от Днепра до Тихого океана и от белого моря до владений крымского хана, Северного Кавказа и казахских степей.  Географические открытия российских исследователей также расширили границы России.  В 1643-45 г.г. Поярков вышел по реке Амур в Охотское море.  В 1648 г. Дежнев  открыл пролив между Аляской и Чукоткой.  В середине века Хабаров подчинил России земли по реке Амур. Были основаны многие сибирские города: Енисейск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск. 

Больше методических материалов по политике и истории Вы найдете на сайте коммуникационной группы Влияние https://vliyaniye.ru/

Руководитель группы «Влияние» принял участие в видеоконференции политтехнологов со всей России проходившей 19 сентября

Конференция политтехнологов Субботник после выборов

Руководитель коммуникационной группы «Влияние» политолог Никита Донцов принял участие в видеоконференции политтехнологов со всей России. Она проходила в субботу 19 сентября 2020 года. Для удобства участия специалистов политических профессий была использована платформа Zoom.

Видеоконференция носила шуточное название «субботника». Слоганом проекта был тезис о разборе завалов после выборов. Специлисты политических профессий — политологи, политтехнологи, юристы, полевики, дизайнеры и многие другие представители «Цеха» поделились своим мнением о ситуации на Дальнем Востоке, о прошедших выборах губернаторов регионов, выборах в законодательные собрания, политических технология и рекламе использованной на Едином Дне Голосования — 2020 и многом другом.

Полное видео можно посмотреть по ссылке на сервисе YouTube. Выступление представителя Коммуникационной Группы «Влияние» начинается с 1 час 52 минуты видеоконференции.

Политолог Донцов о военном конфликте в НКР начавшемся 27 сентября

Политолог Донцов о войне в НКР

27 сентября 2020 года между Арменией и Азербайджаном по лини соприкосновения в непризнанной республике Нагорного Карабаха (НКР) актуализировались боевые действия. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о нападении армии Азербайджана на Нагорный Карабах. Азербайджан ответил, что вооруженные силы Армении провела артобстрел населенных пунктов по линии соприкосновения в Карабахе.

Ситуацией озабочены мировые лидеры. Ангела Меркель, канцлер ФРГ, потребовала от Армении и Азербайджана перейти в режим прекращения огня. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия призывает мировых лидеров проявлять максимальную сдержанность по вопросам НКР.

Конфликт в НКР прокомментировал политолог Никита Донцов

Мы видим, как на территории СНГ «спящая» горячая точка актуализировалась — начался новый виток нагорно-карабахского конфликта.
НКР — очень сложная территория между Арменией и Азербайджаном. Основное население этой непризнанной республики — армяне. Но, с правительством Армении у них очень сложные отношения, особенно после революции 2018 года. В тоже время — это единое социокультурное пространство — Армения эффективно использует технологии мягкой силы в отношении этой территории.
Основная опасность этого конфликта заключается во втягивании третьих стран. Турция уже заступилась за Азербайджан. Теперь мяч на нашей стороне: Россия должна поддержать Армению, как союзника. В тоже время — между политическими силами России и Армении в последние годы отношения, мягко говоря — «прохладные». Правительство Пашиняна очень любят полить Российскую политику и наших первых лиц грязью.
Политический вопрос: поддержать Армению или не втягиваться в конфликт? Все-таки, Турция тоже наш стратегический партнер.
Я считаю, что задача России — выступить миротворцем в конфликте Армении, Азербайджана и НКР. Не занимать позицию одной из сторон. Постараться выступить миротворцем, но не втягиваться в конфликт. Очень сложное переплетение политических интересов в закавказье. Исторически, все военные кампании в этом регионе оборачиваются провалом.

Зарождение древневосточных цивилизаций

Зарождение древневосточных цивилизаций

Наиболее благоприятной климатической зоной для зарождения древневосточных цивилизаций к VI тыс. до н. э. стали тропики. Именно здесь, распадаясь на отдельные этносы, которые различались по способам эксплуатации природных ресурсов и ведению хозяйства, расселялись разные ветви европеоидов.

На территории от Северного Индостана до Малой Азии в VI-V тыс. до н. э. взаимодействовали между собой многочисленные племена. В результате этого взаимодействия образовалась крупная общность, которую специалисты определили как индоевропейскую (индогерманскую). К индоевропейцам относится большая часть современного человечества, ими и родственными им являются многие древние и современные народы.

Благодаря слиянию нескольких племен, расселенных вдоль северной границы Альп и Карпат, выделились праславяне. Историки и археологи долгое время не могли придти к общему мнению относительно того, где же располагался центр происхождения славян – в среднем Поднепровье или междуречье Одера и Вислы. Но исследования тшинецкой археологической культуры XV-XII вв. до н. э. подтвердили, что праславяне заселяли земли вдоль всех трех рек.

Племена сливались в «материнские», как их обозначили историки. В то же время возникали и обосабливались «дочерние» племена.

Азиатские кочевники объединялись в группы и совершали регулярные набеги на периферийные земли континента. Вооружались группы кочевников хорошо, широко применяя металлическое оружие. В борьбе с ними зарождались и крепли новые цивилизации, которые активно развивались и постепенно продвигались к западу.

Столетие сменялось столетием, поколения уходили в небытие за поколениями и к V веку до н. э. миграция племен в Центральной и Восточной Европе прекратилась, отсутствие миграционного процесса привело к окончательному становлению праславян. Как раз в то время обозначилось начало расцвета торговой морской державы на острове Крит – Критской талассократии.

В последующие четыре столетия праславянский массив обрел наибольшую устойчивость и, создав собственный язык, частично и культурную самостоятельность. Разноплеменная общность выделилась внутри этого массива к I тыс. до н. э. Историки обозначили ее как южно-балтийскую.

Праславянские племена в VIII-V вв. до н. э. отличались самобытностью и самостоятельностью, возможностью обладать которыми были обязаны экономическим связям с эллинами. Некоторые географы цивилизованного мира на протяжении этого времени отождествляли праславян с кочевниками или дикими лесными охотниками, совершенно не учитывая, что на самом деле праславяне стояли на более высокой ступеньке развития по сравнению со многими кочевыми и охотничьими племенами.

К существенному скачку в развитии культуры праславян привело освоение железа. Использование же бронзы не внушало надежд на радужные перспективы, так как в пределах славянских земель ни залежей меди, ни залежей олова не встречалось. Поэтому они импортировались с других земель, а из-за дороговизны завозили их в небольших количествах. Это стало причиной того, что культура бронзы так и не успела развиться в праславянской общности. То есть, праславяне практически сразу перешли из каменного века в железный, минуя бронзовый.

Интенсивный торговый обмен с многочисленными античными городами укреплял культуру славян, которые смогли справиться с налетом кочевых орд, достаточно сильных для того, чтобы погубить Рим. И уже с III-IV вв. южная часть Русской равнины населялась племенами, из которых позднее выделились восточные славяне.

Больше методических материалов по политике и истории Вы найдете на сайте коммуникационной группы Влияние

Устройство античной Европы

Коллизей в Риме, Италия

Началом истории античной Европы можно считать возникновение на Европейском континенте среди безбрежного моря племен первых классовых обществ, создавших свои более или менее высокие культуры. Таковыми были царства Ахейской Греции и позже Тартесское царство на юге Иберийского полуострова.

Археологические памятники показывают широкие связи и влияние Ахейской Греции на племенной мир Европы. Оно прослеживается на севере Балканского полуострова, на юге Испании, на юге Италии, где было основано несколько колоний, в Лации, где согласно традиции, подтверждаемой археологией и лингвистикой, на месте будущего Рима поселились выходцы из Аркадии во главе с царем Евандром.

 Одни племена находились на стадии первобытнообщинного строя, экономика их была примитивной, еще не была достигнута, полная оседлость, перемещение с одних мест на другие сопровождалось военными конфликтами, племенные союзы быстро распадались. У других, уже полностью оседлых племен первобытнообщинный строй разлагался: росли производительные силы, ремесло отделялось от земледелия, выделялась родо-племенная знать, появлялись вожди, заводившие свои дружины, подчинявшие соседние племена. Большую роль начинали играть жрецы, руководители культа, хранители тайных религиозных доктрин, а отчасти и практических знаний по астрономии, медицине и т. п.

С начала греческой колонизации средиземноморского и черноморского побережий отношения с туземными племенами все расширялись, принимали разнообразные формы — военных столкновений, торговых связей, интеграции племен в создаваемые греками государственные образования, как равноправных сочленов или зависимых земледельцев, культурных заимствований.

В эпоху Римской империи было достигнуто максимальное для древности объединение как античных центров, так и соседних с ними племен, максимальное расширение контактов и с племенами вне империи. Казалось, было достигнуто абсолютное преобладание античного уклада, избавление от вторжения внеимперских племен, прежде постоянно нападавших на античные государства. Однако это преобладание было недолговечно. Уже с конца II в., чем далее, тем более оно переходит к союзам, складывавшимся в племенном мире. Их перевес сказывался и в военном, и в культурном отношении. Начинается так называемая «варваризация» Западной Римской империи. Оживляются местные традиции, культы, языки, искусство.

Античные гражданские общины были первыми в мировой истории демократиями, и возникли они как в Греции, так и в Риме в результате борьбы народа (греческого демоса, римского плебса) против родовой знати, пришедшей к власти после уничтожения власти царей. Победы демоса и плебса, обусловившие рождение античной демократии, ярчайший пример роли народных масс в историческом процессе, пошедшем здесь по другому пути, чем у большинства других народов, стоявших на той же ступени общественного развития. А этот своеобразный путь обусловил и своеобразие греческой и римской культур, постепенно слившихся в одну греко-римскую, античную культуру, основу позднейшей европейской культуры. Ее отличал в первую очередь, так сказать, светский характер, так как при всем значении почитания богов в античном мире не религия, а само общество санкционировало существующий социальный строй и его этику, а значит, не возникала и некая обязательная, якобы освященная богами догма.

Больше методических материалов на сайте коммуникационной группы Влияние https://vliyaniye.ru/

Где граница Европы и Азии

Граница Европы и Азии

 Еще с древности люди задавались вопросом, где проходит рубеж Европы и Азии. Прокладывали эту невидимую границу и греки, и римляне, и арабские ученые, все дальше и дальше отодвигая ее на Восток. Четыре столетия назад предки россиян наметили свой рубеж между Европой и Азией по Камню (так раньше называли Уральские горы, которые протянулись с севера на юг России более чем на три тысячи километров). Пограничье между этими двумя частями света и сегодня волнует людей, мечтающих собственным глазами увидеть, где кончается Европа и начинается Азия.

Еще в XIX веке французский историк Анри Мартен в книге «Россия и Европа» утверждал, что русские не имеют ничего общего с европейцами и представляют большую опасность для западной цивилизации. Другие же европейцы, посетившие нашу страну в XVI-XIX веках, отмечали, что «хотя русские красивые, сильные, закаленные, но по природе своей они — жители Востока». Деспотичное отношение к женщине, сильный авторитет родителей, жестокие наказания, даже такая черта национального менталитета, как гостеприимство, убеждали иностранцев в том, что Россия — это все-таки Восток.
После второй мировой войны Азия, не без помощи России, властно вторгнулась в Европу и тем самым вызвала в Европе подозрение, что Россия, и в самом деле сблизившись с Китаем, восстанет на европейский мир. Тенденция определения России не как Восточной Европы, а как Азии родилась в 80-десятых годах во Франции. Первым идеологом, считавшим, что русский народ, а потому и вся русская культура не имеют ничего общего с Европой и что место России в Азии, был известный французский историк-либерал и сенатор Анри Мартэн (1810-1885), выпустивший в 1865 году, то есть сейчас же после освобождения крестьян и накануне дальнейших либеральных реформ императора, свою книгу “Россия и Европа”. В этом труде французский ученый утверждал, что русские не славяне, не индогерманцы, а туранцы, принадлежащие к тюрко-алтайскому племени, что они лишь внешне похожи на европейцев, но не имеют с ними ничего общего. По своему духовному строю они суеверны, непроницаемы для просвящения, раболепны. Христианством они только внешне помазаны, но не исполнены. Единственно, к чему они способны, — это к быстрому размножению, но нравственного роста от них ожидать нельзя. Дальнейшее пребывание этих азиатов представляет собою для Европы большую опасность, избавление от которой возможно только путем изгнания этих вторженцев за Урал. Инициативу осуществления этого плана Мартэн предлагает взять на себя полякам, как подлинным славянам-индогерманцам.

История России очень сложна. Ее отношение к Европе в разные эпохи ее развития было весьма разное. Большинство западно европейских историков, стремившихся отодвинуть ее подальше на Восток, исходили не из соображений близких Мартэну и Трубецкому, а из веры в решающее влияние татарского ига на Россию как в этническом, так и в духовно-культурном отношении. Оспаривать европейский характер Киевской Руси действительно трудно, Московский — уже легче. Этнически Киевская Русь была определенно славянской страной, в правящем слое которой было немало северно-германских элементов, за что говорит легенда о призвании варягов. Их влиянию Киевская Русь была, очевидно, обязана и живой торговлей со Скандинавскими странами. На острове Готландия в городе Визбе у нее была своя торговая контора.

Духовно Россия жила христианством, воспринятым у Византии. Восточное христианство, то есть православие, многим отличалось от западного, но все же не в такой степени, чтобы этой разницей объяснить отрыв России от Западной Европы. В своей книге “Задачи России” В. Вейдле указывает на большую зависимость древне славянского языка от греческого и не только в формальном отношении, т.е. в смысле особенностей синтаксических структур и стилистических оборотов, но и глубже: в смысле словесных закреплений многих религиозно-этических понятий.

Больше методических материалов на сайте коммуникационной группы Влияние https://vliyaniye.ru/

Основы самодержавной власти

царь Николай Второй

Императорская Россия, как она сложилась в XVIII веке, — неограниченная самодержавная монархия. Ее важнейший принцип — абсолютная верховная власть императора, власть законодательная, исполнительная и судебная. В духе просветительской философии Екатерина II, которая была крупным политическим писателем, рисовала образ самодержавного монарха, чья важнейшая забота — благо подданных, и именно отсюда, из интересов подданных, она выводила необходимость сосредоточения в одних руках и законотворчества, и исполнения законов, и судебной власти.
В начале XIX века идеи просвещенного абсолютизма устарели. Лучшей гарантией против деспотизма и наиболее разумной формой государственного устройства в дворянском обществе стали считать «истинную монархию», как ее определял французский мыслитель Ш. Монтескье: правление одного лица, ограниченное законом и основанное на принципе разделения властей. Хотя при самодержавном правлении полное осуществление разделения властей было невозможно, еще Екатерина II провела в 1775 г. губернскую реформу, когда на губернском уровне исполнительная власть была отделена от судебной. Александр I пошел дальше, с первых месяцев своего правления он обдумывал проекты реформ, где неизменно присутствовала идея разделения властей. Правда, ни император, ни его приближенные не имели четкого представления о глубине и последовательности необходимых реформ и особенно о том, насколько совместимы правовые принципы предполагаемых преобразований с традициями управления и политической культурой России.
Реформа образования. В духе правительственного реформизма велось преобразование и системы народного образования. Усложнение государственного аппарата, увеличение числа чиновников объективно требовали все большего числа грамотных, образованных людей. Александр I и его «молодые друзья» отлично это понимали. Ими была разработана единая система народного просвещения, основанная на принципах преемственности учебных программ и доступности низшего и среднего образования для представителей всех сословий.
Россия была разделена на шесть учебных округов, в которых главная роль была отведена университетам. В короткое время были открыты Казанский, Харьковский, преобразованы Дерптский и Виленский университеты. Они готовили чиновников для гражданской службы, медиков, учителей. Престиж университетского образования постоянно повышался. По уставу 1804 года университетам предоставлялась значительная автономия: университетская корпорация выбирала ректора и профессоров, имела собственный суд. Университетские профессора составляли цензурные комитеты, которые должны были осуществлять контроль над книгоиздательской деятельностью. Устав о цензуре, принятый в 1804 г., был мягок и способствовал появлению новых журналов и расширению круга авторов.
Постепенно складывалась система среднего образования, основным звеном которой была шестиклассная губернская гимназия. Возникали специальные учебные заведения — Демидовский, Ришельевский и Царскосельский лицеи, Институт инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище.
В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, по которому помещик мог отпускать своих крепостных крестьян на волю за выкуп. Правда, такое право помещики имели и прежде, но новый указ должен был свидетельствовать о правительственном внимании к крестьянскому вопросу. Практического значения указ о вольных хлебопашцах не имел: до крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали чуть более одного процента от общего числа крепостных крестьян.
Михаил Михайлович Сперанский. Своего рода вершиной правительственного реформизма стала деятельность М. М. Сперанского. Сын сельского священника, он благодаря способностям и совершенно исключительному трудолюбию стал выдающимся юристом и сделал блестящую административную карьеру. К 1807 году Сперанский стал ближайшим сотрудником императора, который сделал его товарищем министра юстиции, членом многочисленных комиссий и комитетов. Он почти ежедневно беседовал с императором, обсуждал с ним проекты преобразований, от его мнения в определенной мере зависела текущая правительственная политика, его рекомендация учитывалась при назначении на высшие государственные посты. Современникам он напоминал временщиков XVIII века. Недоброжелатели «поповича» приписывали ему роль злого гения, который овладел волей Александра I и пишет законы и указы, чтобы править Россией ради собственной славы и на погибель дворянства.
В действительности это было преувеличение: Сперанский никогда не выходил из роли послушного, хотя и в высшей степени талантливого и компетентного исполнителя указаний императора. Александру I он был необходим прежде всего как опытный правовед, умевший облекать императорские идеи в юридические формы. Кроме того, в случае необходимости именно на безродного статс-секретаря можно было возложить вину за непопулярные меры. Собственно говоря, так и происходило до начала 1812 г., когда последовала опала Сперанского, столь же немотивированная, как и его возвышение.

Больше методических материалов на сайте коммуникационной группы Влияние https://vliyaniye.ru/

Становление русского государства

Дмитрий Донской

Благодаря усердной службе Орде Москва постепенно изолировала своих соперников и выбралась на первый план, став посредницей между завоевателями и русскими подданными. Окончательное сплочение княжеств вокруг Москвы произошло при внуке Калиты, князе Дмитрии Донском. Он первым передал своему сыну великокняжеское звание, не спрашивая на то ханского разрешения.

В дальнейшем московские князья проявляли дальновидность и выдающиеся деловые и политические способности для сохранения и приумножения своей власти. Они собирали деревни, города и промыслы, активно торговали. Стремясь не дробить по наследству свое княжество, ввели постепенно порядок престолонаследия по праву первородства.

В XVI—XVII вв. государственная самодержавная власть усиливается. При Иване IV (Грозном) ликвидируются остатки децентрализации, ограничиваются права феодалов.

Тенденция к централизации и абсолютизму развивается и в дальнейшем. При Петре I ликвидируется патриаршество и создается государственный орган — Синод, управляющий делами религии. Это знаменует окончательную победу верховной светской власти над Церковью. В 1721г. Петр вводит титул императора. Россия становится империей. Вместо сословно-представительного выборного органа при царе (Боярская Дума) создается Сенат, члены которого утверждаются и назначаются императором.

Под непосредственным влиянием власти образовались сословия. Общество было разделено на слои с четким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г. закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.

Служившие в войске или управлении составляли служилое сословие. Прочие — землевладельцы, ремесленники, торговцы и другие работники физического труда — сделались “тягловым” сословием. Служилые люди не являлись первоначально знатью, не имели сословных привилегий, однако у них были существенные преимущества. Располагая фондом земель, государство, будучи верховным собственником, предоставляло служилым людям участок земли (поместье) с крестьянами при условии несения ими военной или гражданской службы.

Верховная власть всеми мерами стремилась закрепить сложившуюся структуру. В XVI и XVII вв. принимаются законы, запретившие крестьянам покидать свои участки, а купцам менять место жительства. Священники не имели права слагать с себя сан, их сыновья должны были вступать на отцовское поприще. Под угрозой тяжких наказаний простолюдинам не разрешалось переходить в ряды служилого слоя. А сыновьям служилых людей следовало по достижении совершеннолетия регистрироваться в соответствующем ведомстве. Государство всячески стремилось сделать социальное положение наследственным. Социальная структура общества становилась все более неподвижной. Так складывалась всеобъемлющая система, прикрепляющая все население к государству.

Если власть повлияла на оформление дворянства, то сословие государственных крестьян вообще было организовано как некое учреждение. В одно юридическое и податное сословие были записаны различные категории некрепостного населения. В категорию “тяглых” попала часть вчерашних служилых людей, что навсегда закрывало им дорогу в дворянство, хотя некоторые из них имели своих крепостных и владели землей.

Точно так же, путем введения штатов и записи в них, был создан слой церковнослужителей. Часть церковников тоже не попала в штат и была отнесена к сословию “тяглых”.

Социальная структура города определялась чисто административным путем. Все население было поделено на гильдии и цеха.

Феодальное вмешательство самодержавной власти деформировало и развитие слоя буржуазии. Владельцы мануфактур вынуждены были тратить деньги на прикупки земли с крестьянами, а не на развитие производства. Разбогатевшие промышленники стремились получить дворянское звание и влиться в привилегированное дворянское сословие.

Своим вмешательством в сферу торговых отношений государство мешало развитию купеческого торгового слоя. Купцов насильственно вовлекали в разного рода казенные “службы”, принуждали организовывать специальные торговые компании. Административным путем определялось, в каких местах и какими товарами можно торговать.

Идея служения общему благу, “миру”, ради которого человек должен жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета россиянина. В этой связи идея служения общему государственному началу играла значительную роль в духовном настрое российского народа. “Россия — самая могущественная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве”, — писал о роли государственного начала в жизни русского народа выдающийся русский ученый Николай Александрович Бердяев 1 .

Больше методических материалов на сайте коммуникационной группы «Влияние«.